Опубликованно: 11.04.2021 03:04


26 марта 2021 г. в Чите в ИРО Забайкальского края при участии членов регионального отделения «Ассоциации учителей истории и обществознания» Забайкальского края прошел Межрегиональный научно-практический симпозиум

«Современные тенденции исторического образования в школе:

опыт сохранения исторической памяти и преемственности поколений»

 

Целью симпозиума являлось открытое профессионально-общественное обсуждение современных теоретико-методологических, общественно-политических и методических вопросов исторического образования в современной школе, сохранения исторической памяти и преемственности поколений.

Проблемное поле: в условиях вызовов и рисков современного глобального, быстро изменяющегося мира, попыток фальсификации исторических фактов, что особенно заметно накануне очередной даты Победы советского народа в Великой Отечественной войне, приобретают особую значимость и требуют обсуждения следующие вопросы:

• государственной политики в области исторического образования в Российской Федерации;

• сохранения исторической памяти и преемственности поколений воспитательными средствами школьных уроков и различными формами внеурочной деятельности обучающихся;

• профессиональных компетенций педагога и направлений подготовки будущих учителей истории;

• создания музея истории в школе и осуществление этой деятельности в образовательной организации;

• формирования и качественного наполнения электронной образовательной среды образовательной организации и использования электронных ресурсов на уроках истории.

 

Организационные формы работы симпозиума: пленарное заседание, презентационные, дискуссионные площадки, Круглый стол в дистанционном формате.

РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СИМПОЗИУМА был следующий:

 

26 марта, пятница

 

Место проведения: ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»

дистанционно

event.zabedu.ru. Раздел «Конференции» / Сессии / Симпозиумы / Необходимо пройти регистрацию и записаться на мероприятие

09.00-9.45

Проверка технической готовности участников

(тестирование системы)

10.00-14.00

Интерактивные мероприятия симпозиума

12.30-12.45

Перерыв

Мероприятия симпозиума

10.00-14.00

ДИСКУССИОННАЯ

ПЛОЩАДКА

 

«Проблемы сохранения исторической памяти и преемственности поколений»

 

Комната 1

КРУГЛЫЙ СТОЛ

 

«Проблемы исторического образования современной   школы и пути их решения»

 

Комната 2

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

 

«Исследовательская деятельность учителя и ученика в процессе исторического образования»

 

Комната 3

15.00-16.30

Пленарное заседание симпозиума

в режиме вебинара

16.35-17.00

Итоговое Пленарное заседание

Принятие резолюции Конференции

выступление модераторов секций

 

Всего в  работе Симпозиума приняли участие в очной и дистанционной форме около 139 участников: сотрудники Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, специалисты ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГАУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы Забайкальского края», руководители организаций общего образования, организаций высшего и среднего специального образования, методисты, педагоги общеобразовательных организаций,  специалисты учреждений высшего и дополнительного  профессионального  образования члены Ассоциации учителей истории и обществознания Забайкальского края, 33 педагога-историка выступили с докладами на секциях симпозиума. В той или иной форме приняли участие представители Бурятии, Иркутска, Новосибирска, Новокузнецка, г.Москвы двух издательств: «Русского слова» и «Просвещения».

С приветственным словом к симпозиуму выступила Цымпилова Т.В. – зам. губернатора, которая отметила необходимость продолжения работы над присвоением Чите звания «Города трудовой доблести».

Интерес участников вызвал обмен мнениями в отношении вновь добавленных «значимых вопросов» истории Второй мировой войны, определенных в Историко-культурном стандарте по курсу «История России».

В ходе Симпозиума была обсуждена перспектива реализации преподавания региональной истории в школах Забайкальского края. В широком контексте обсуждался вопрос о сохранении памяти и преемственности поколений средствами урочной и внеурочной деятельности учителя и ученика, широко пропагандируемый как интеграция общего и дополнительного образования в Концепции курса преподавания «Истории России» для образовательных организаций, реализующих программы общего образования.

Участники исходили из того, что историческое образование является:

  • «вертикалью» гуманитарного знания, определяющего мировоззрение школьника;
  • инструментом развития толерантной среды в межкультурной коммуникации;
  • важным компонентом интеллектуального, духовного развития личности;
  • источником воспитания патриотизма, уважения к прошлому своей Родины и ее вкладу в развитие мирового исторического процесса;
  • побуждающим фактором гражданской активности и формирования правового сознания индивида, ключевым элементом строительства гражданского общества;
  • ключом к пониманию уникального для мировой истории феномена развития России как крупнейшей многонациональной и поликонфессиональной страны в мире;
  • фундаментальной основой для эффективного поиска ответов на вызовы современности.

Школьное историческое образование тесно связано со многими науками, прежде всего с литературой, воздействие которой на эстетические чувства обучающихся воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Происходящие в обществе социально-экономические, политические, идеологические изменения предъявляют к современной школе совершенно новые требования, выражающиеся, в частности, в том, что её выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями их самостоятельного пополнения. Юноши и девушки должны быть подготовленными к жизни в условиях новой цивилизации, базирующийся на приоритетах ценностей человеческой морали и культуры.

Заслушав и обсудив доклады и выступления на пленарном заседании и дискуссионных площадках, участники симпозиума предлагают:

Министерству образования и науки Забайкальского края:

  • обеспечить контроль качества исполнения реализации историко-культурного стандарта в образовательных организациях края;
  • обеспечить условия реализации содержания исторического образования образовательных организациях края;
  • способствовать проведению открытого обсуждения в педагогическом и родительском сообществах проблем сохранения памяти и преемственности поколений.

Муниципальным органам управления образованием:

  • обеспечить выполнение реализации плана мероприятий «дорожной карты по реализации историко-культурного стандарта в школе; 
  • способствовать осуществлению регулярного обмена опытом между образовательными организациями по проблемам исторического образования в школе и путям их решения.

Образовательным организациям Забайкальского края:

  • актуализировать разработку профильно-ориентированных курсов с учетом современных требований к преподаванию истории;
  • продолжить   интеграцию новых информационных технологий в традиционное историческое образование;
  • совершенствовать методы подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации по истории;
  • использовать для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, а также для повышения учебной мотивации переход от традиционных педагогических технологий к инновационным;

Учреждениям дополнительного профессионального образования:

  • расширить спектр дополнительных профессиональных образовательных программ и организовать проведение курсов повышения квалификации, направленных на совершенствование исторического образования в современной школе;
  • обеспечить проведение обучающих семинаров для педагогов с целью освоения ими инновационных технологий;
  • обеспечить публикации методических материалов, презентующих лучшие практики преподавания истории
  • усилить контроль за обновлением фонда учебной исторической литературы ОО Забайкальского края.

 


О нас

Ассоциация учителей истории и обществознания - это общественное объединение, созданное для организации профессиональной деятельности педагогов, общественной экспертизы, обсуждения актуальных теоретических и практических вопросов современного образования, призванная содействовать повышению качества образовательного процесса и повышению квалификации учителей.

Контакты

Секретариат

Телефон +7 495 938 0087

Электронный адрес

school.historians@gmail.com