Опубликованно: 04.10.2021 03:10


Резолюция

IV Съезда Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания»

4 октября 2021 года

История и обществознание - предметы, традиционно формирующие мировоззрение личности, и потому занимающие особое место в российской системе образования. История в данном контексте формирует представления о прошлом нашей страны, обществознание - системные научные взгляды на социум.

За время своего существования Ассоциация учителей истории и обществознания внесла значительный вклад в совершенствование системы преподавания истории в школе. Принятый при ее активном участии Историко-культурный стандарт стал значительным прорывом в системе тематического наполнения и унификации системы школьного преподавания истории России. Впервые в общероссийских стандартах образования были подняты такие важные для учителя вопросы как преподавание «трудных вопросов» Отечественной истории, синхронизация региональной и общероссийской истории, формирование перечня дат, событий и персоналий в школьном курсе истории. Регулярное проведение мероприятий межрегионального и общероссийского масштаба (Всероссийские совещания учителей истории, Всероссийские конкурсы «История в школе: традиции и новации») позволяют профессиональному учительскому сообществу принимать участие в обсуждении перспектив и направлений развития системы школьного исторического образования, совершенствовать свой опыт и способствовать росту качества преподавания истории в школах разных регионов России. Опыт работы Ассоциации в этих направлениях способствует и ее внутреннему совершенствованию, укреплению связей и взаимодействия между ее региональными отделениями, расширению сферы ее активности, росту количества проводимых ею мероприятий. 

Положительной стороной сложившейся системы преподавания истории и обществознания является высокий уровень квалификации преподавателей, современные учебно-методические комплекты, совершенствование нормативного регулирования нормативное регулирование образовательного процесса. В тоже время существуют проблемы, осложняющие достижение целей историко-обществоведческого образования и снижающие интерес учащихся к предметам.

Ассоциация учителей истории и обществознания признаёт необходимость решения ряда проблем в российском школьном историческом и обществоведческом образовании и вносит предложения, направленные на их решение. 

1) Проблема недостаточной согласованности основных нормативных и методических документов, регламентирующих профессиональную деятельность учителя истории (ФГОС ООО и СОО, предметные концепции, проекты примерных рабочих программ по истории и по обществознанию, универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования), действующих УМК и контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР. 

Предложения: 

1. Привести в соответствие с ФГОС ООО и СОО (после его принятия) все учебно-методические и контрольно-измерительные материалы по обществоведческим дисциплинам (примерные рабочие программы, универсальные кодификаторы, УМК, КИМ ЕГЭ, ОГЭ и ВПР). Включать в приказ о ФПУ не только учебники, но и программы, что позволит использовать их как основной ориентир.

2. Закрепить на уровне нормативных документов понимание истории как единого предмета и усилить связь российской, всеобщей и региональной истории.

3. Обеспечить преемственность программ по истории и по обществознанию в школе и в организациях среднего профессионального образования. Обратить внимание на резкое сокращение количества часов и коррекции программ для СПО.

4. Ассоциации на постоянной основе, с разумными сроками участвовать в публичном обсуждении проектов нормативных и методических документов, инициируемых Министерством просвещения, Российским историческим обществом. 

2) Проблема дисбаланса между растущим объемом содержания общественно-научных предметов и ограниченным количеством времени на их изучение в школе. 

Предложения: 

1. Поддержать разработку и внедрение федеральных примерных рабочих программ по истории и по обществознанию. Сохранить за образовательными организациями реальное право разрабатывать собственные рабочие программы в соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», ФГОС, учебными планами образовательных организаций, варьируя, в частности, тематическое планирование и распределение количества часов по учебным темам. Установить использование авторских рабочих программ, утверждённых Министерством Просвещения, как основного документа.

2.  В Примерных рабочих программах по истории и по обществознанию разграничить основные (обязательные для глубокого изучения и подлежащие проверке в рамках диагностических процедур) и дополнительные дидактические единицы (обязательные для изучения, но не подлежащие обязательной проверке в процессе обучения, но разрешенные для включения в КИМ ЕГЭ для заданий повышенного и высокого уровней сложности). Привести универсальные кодификаторы ФИПИ в соответствие с усовершенствованными примерными рабочими программами. Набор дидактических единиц должен учитывать реальный объем времени на изучение.

3.  Рекомендовать ФИПИ продолжить ориентацию заданий ЕГЭ по истории и по обществознанию, на проверку предметных умений и универсальных компетенций, привести содержание заданий и критериев оценивания в соответствие с содержанием учебников, включенных в ФПУ.

4.  Вернуть в учебный план 3 часа истории в неделю в 9 классе (в т.ч. при 5-дневной учебной неделе), особенно в связи с предстоящим включением модуля “Введение в новейшую историю России”, в условиях повышения внимания к всеобщей истории.

5.  Поддержать создание единой цифровой платформы, содержащей банк лучших учительских практик уроков, мастер-классов. внеурочных мероприятий по истории и обществознанию, качественный контент для создания педагогами собственных учебных материалов по истории и обществознанию.

6.  Восстановить преподавание обществознания с 5 класса. Расширить преподавание обществознания не менее чем до 2-х часов в неделю.

3) Проблема недостаточного внимания к изучению региональной и локальной истории в ряде регионов России.

Предложения: 

1. Признать необходимость обязательного изучения региональной и локальной истории в школах Российской Федерации, при этом сохранить за образовательными организациями право реализовывать изучение региональной истории на основе общих подходов, но с учетом своих особенностей и сложившихся традиций. 

2.  В рамках сотрудничества Ассоциации учителей истории и обществознания с Российским историческим обществом активизировать работу по созданию учебников и цифровых образовательных ресурсов по региональной истории, в том числе посредством грантовой поддержки авторских коллективов.

3.  Предложить региональным отделениям ассоциации в сотрудничестве с региональными отделениями Российского исторического общества разработать перечень дидактических единиц по региональной истории, обязательных к изучению при реализации образовательных программ и программ воспитания (в части внеурочной деятельности) в школах данного региона, при необходимости разработать сформулировать Концепцию изучения региональной истории.

4) Проблема модернизации системы повышения квалификации по предмету и процедур аттестации учителей истории и обществознания.

Предложения: 

1. Организовать обобщение уже имеющегося передового педагогического опыта для комплексного обновления системы преподавания истории и обществознания. Усилить качество преподавательского состава в системе повышения квалификации. Сформировать на федеральном и региональном уровнях базу материалов для программ повышения квалификации.

2. Организовать на базе центров “Сириус”, “Артек”, “Океан”, в исторических городах программы повышения квалификации для учителей истории и обществознания на основе интерактивных образовательных технологий, в очном и дистанционном форматах.

3. Убрать из аттестационных процедур для учителей истории и обществознания показатель результативность ЕГЭ по предмету. 

4. Создать для учителей систему выделения грантов на обучение, в том числе, по их выбору, повышение квалификации, в различных формах.

5) Развитие взаимодействия в рамках Ассоциации учителей истории и обществознания.

Предложения: 

1.  В перспективе Ассоциация учителей истории и обществознания предлагает осуществить силами всех заинтересованных сторон разработку единой «Концепции исторического образования школьников России», интегрировав в нее вопросы изучения истории России, всеобщей и региональной истории. 

2.  Создать постоянный дистанционный круглый стол для тематического взаимодействия между учителями в рамках работы Ассоциации с участием представителей Министерства просвещения, Федерального института педагогических измерений, региональных органов управления образованием, Российского исторического общества, Фонда “Талант и успех”, других структур, заинтересованных в повышении качества школьного гуманитарного образования. 

3.  Сделать рабочие совещания с участием руководителей региональных отделений Ассоциации регулярными (не реже 1 раз в полгода).

4.  Рассмотреть возможность предоставления школьным учителям истории возможности оформить «Пушкинскую карту» или ее аналог для посещения ими музеев, выставок, экскурсий по исторической тематике. 

5.  Рассмотреть возможность составления региональных и межрегиональных историко-туристических маршрутов для учителей и учеников российских школ и организации для них льготных поездок по этим маршрутам.  

6.  Предоставить школьным учителям истории возможность проводить выездные уроки истории для своих классов в музеях по конкретным темам в соответствии с учебным планом. 


О нас

Ассоциация учителей истории и обществознания - это общественное объединение, созданное для организации профессиональной деятельности педагогов, общественной экспертизы, обсуждения актуальных теоретических и практических вопросов современного образования, призванная содействовать повышению качества образовательного процесса и повышению квалификации учителей.

Контакты

Секретариат

Телефон +7 495 938 0087

Электронный адрес

school.historians@gmail.com