Опубликованно: 12.06.2016 03:06


ОТЧЕТ

о реализации социально значимого проекта

«Проведение I всероссийского форума талантливых молодых учителей истории и обществознания»

  

Описание содержания проделанной работы

В рамках осуществления Общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей истории и обществознания» первого этапа («Подготовительные работы по мероприятиям проекта») в реализации социально значимого проекта «Проведение I Всероссийского форума талантливых молодых учителей истории и обществознания» в период с февраля по март 2016 г. в соответствии с утвержденным календарным планом были проведены следующие мероприятия.

Для эффективной подготовительной работы и проведения основных мероприятий была создана рабочая группа в количестве пяти человек (Приложение 1).

В феврале 2016 г. Руководитель Проекта ознакомил членов Рабочей группы с задачами и сроками выполнения Проекта, а также с утвержденным календарным планом его реализации. В рамках проведения подготовительных работ и с целью создания условий для реализации основных мероприятий Проекта Рабочей группой была разработана программа Форума – 6 страниц (Приложение 2). При разработке Программы учитывались следующие критерии:

  • выступление перед приглашенными участниками Форума почетных гостей, представляющих органы исполнительной власти Российской Федерации, для выстраивания эффективного диалога между молодыми школьными учителями и представителями федеральных органов, ответственных за образовательный процесс в России;
  • выступление авторов уже опубликованных научно-методических модулей по «трудным вопросам» Отечественной истории перед участниками Форума в форме мастер-классов. Целью проведения мастер-классов является объяснение известными отечественными историками и ведущими методистами молодым учителям истории и обществознания основных методико-методологических принципов и фактологических особенностей преподавания в школе наиболее спорных вопросов истории России, вызывающих в общественности острую полемику, а в самой учительской среде – трудности в трактовке исторических фактов;
  • выступление перед участниками Форума учителей истории и обществознания, разработавших уникальные методики совершенствования преподавания истории в школе, что позволит распространить уже опробованные образовательные модели в школах российских регионов;
  • проведение участникам Форума познавательной экскурсии в уникальном историческом парке «Россия – моя история» с презентацией двух мультимедийных проектов «Рюриковичи» и «Романовы». Целью этого мероприятия станет ознакомление делегатов Форума со ставшим известным во всей России историческим парком, а также возможностями использования мультимедийных новинок в преподавании курсов истории в школе.

 

На основании имеющейся в распоряжении Ассоциации общероссийской базы учителей истории и обществознания членами Рабочей группы был определен список приглашенных для участия в Форуме – 127 человек (Приложение 3). Основным критерием отбора стало возрастное ограничение до 35 лет.

В соответствии с утвержденным Руководителем Проекта приглашением – 2 страницы (Приложение 4) члены Рабочей группы разослали по 150 электронным адресам учителей истории и обществознания (Приложение 5) пригласительные письма для участия в работе Форума.

Для широкого общественного информирования о проведении I Всероссийского форума талантливых молодых учителей истории и обществознания на сайте Ассоциации учителей истории и обществознания была размещена информация о проведении Форума (Приложение 6). Кроме того членами рабочей группы была разработана электронная форма заявки для участия в форум, которая была также размещена на сайте http://school.historians.ru/ (Приложение 7).

В период с февраля по март 2016 г. на сайте Ассоциации: http://school.historians.ru была проведена регистрация участников Форума, на основании которой был составлен список зарегистрированных участников предстоящего мероприятия – 150 человек. 127 –это молодые учителя истории до 35 лет из различных регионов РФ и 23 человека – это приглашенные участники Форума: авторы учебных пособий по трудным вопросам отечественной истории, представители ВУЗ-ов, музейные работники и общественные деятели (Приложение 8).

Параллельно с этими подготовительными работами членами Рабочей группы был подготовлен, а Руководителем Проекта утвержден пресс-релиз предстоящего Форума (Приложение 9), который был размещен в трех электронных СМИ: журнал «Историк» (http://историк.рф/editors_blog/историк-на-съезде-историков), официальный сайт Государственного университета гуманитарных наук (http://gaugn.ru/ru-ru/news/III-Vserossiiskii-sezd-uchitelei-istorii-i-obschestvoznaniya), страничка «Историки России» в социальной сети Facebook (https://www.facebook.com/historians.ru) (Приложение 10).,

 

В рамках обеспечения участников Форума раздаточными материалами был подготовлен и растиражирован пакет участника Форума, включавший в себя папку, программу Форума, блокнот (Приложение 11).

Для облегчения организационной работы на Форуме была сформирована система входного и выходного анкетирования (Приложение 12).

Итогом проведенных подготовительных работ стало создание условий для реализации основных мероприятий проекта. Проведенные подготовительные мероприятия позволят провести I Всероссийский форум молодых и талантливых учителей истории на высоком профессиональном уровне. Форум станет значимым мероприятием в современном российском историческом образовательном пространстве. В последнее время Отечественная история вызывает небывалый общественный интерес, как со стороны профессионального исторического сообщества, так и со стороны обывателей. Историческое образование переживает сегодня период реформ в связи с этим любой обмен мнениями, дискуссия или обсуждения крайне полезен для выработки единой концепции   преподавания истории в школах РФ. Главной задачей Форума станет выработка единой модели преподавания истории в школе, а также повышение профессионального уровня   молодых учителей истории из различных регионов РФ.

 

Основные результаты за период (количественные и качественные показатели)

  1. Создана рабочая группа из пяти человек – Приложение 1.
  2. Разработана программа форума, состоящая из 6 страниц – Приложение 2.
  3. Определен список приглашенных для участия в форуме – учителя истории, не старше 35 лет (127 человек) – Приложение 3.
  4. Разосланы приглашения (Приложение 4) по электронной почте (150 электронных адресов) – Приложение 5.
  5. На сайте Ассоциации http://school.historians.ru/ размещена информация о проведении форума (1 страница) – Приложение 6.
  6. Разработанная электронная форма заявки на участие в форуме, которая также размещена на сайте http://school.historians.ru/ – Приложение 7.
  7. Проведена регистрация участников форума через интернет (150 человек) – Приложение 8.
  8. Подготовлены и растиражированы раздаточные материалы – программа форума (100 экземпляров) – Приложение 11.
  9. Подготовлен пресс-релиз (Приложение 9) и размещен в трех электронных СМИ (Приложение 10).
  10. Организована система входного и выходного анкетирования – Приложение 12.
  11. Подготовлен комплект раздаточных материалов для участников форума – пакет участника форума (папка, блокнот, программа) (100 экземпляров) – Приложение 11.

 

Значимость полученных результатов и потенциальные области их применения. 

Мероприятия, проведенные на первом этапе работы по проекту такие как: создание рабочей группы, подготовка программы форума, определение списка приглашенных, разработка электронной системы регистрации участников, формирования списка участников форума, изготовления пакета участника – позволят провести «I Всероссийский форум молодых и талантливых учителей» на высоком профессиональном уровне.

Значимость: создание действующей структуры, позволяющей оперативно решать организационные, информационные и структурные задачи, связанные с проведением Проекта. Рабочая Группа объединена основной целью – успешная реализация Проекта; и должна решать поставленные руководителем Проекта задачи.

Результативность: Формирование списка участников Форума: учителей истории из различных регионов РФ, не старше 35 лет, и приглашенных к участию в пленарном заседании почетных гостей, в том числе и представителей Администрации президента, Государственной думы, министерства образования. Общее количество участников Форума – 150 человек. Размещение информации о проведении Форума на информационных площадках трех электронных средств массовой информации. Разработка системы электронной регистрации участников форума и размещение ее на сайте Ассоциации. Согласованна программа Форума. Создана система входного и выходного анкетирования участников Форума.

Потенциальные области применения: опыт, полученный в ходе реализации проекта, можно будет использовать при подготовке подобных всероссийских форумов, конференций, конкурсов и мастер-классов.

Обзор и характер проведенных за отчетный период мероприятий, копии публикаций и другие материалы СМИ о проведенных мероприятиях 

Размещение информации о проведении Форума на сайте Ассоциации (http://school.historians.ru/?p=2581), а также в трех электронных СМИ: журнал «Историк» (http://историк.рф/editors_blog/историк-на-съезде-историков), официальный сайт Государственного академического университета гуманитарных наук (http://gaugn.ru/ru-ru/news/III-Vserossiiskii-sezd-uchitelei-istorii-i-obschestvoznaniya), страничка «Историки России» в социальной сети Facebook (https://www.facebook.com/historians.ru) (Приложение 10).

На втором этапе реализации социально значимого проекта «Проведение I Всероссийского форума талантливых молодых учителей истории и обществознания» 5-6 апреля 2016 г. в соответствии с утвержденным календарным планом были проведены следующие мероприятия:

5 и 6 апреля 2016 г. в месте проведения Форума (здание Российской академии наук, Ленинский проспект, д. 32А) было организовано входное и выходное анкетирование участников Форума с распространением подготовленного раздаточного материала. (Приложение 11). По итогам анкетирования были составлены списки участников Форума (Приложение 13)

5 апреля 2016 г. совместно с III Всероссийским Съездом учителей истории и обществознания участниками Форума было проведено Пленарное заседание (Приложение 14). На пленарном заседании участникам Форума было зачитано приветственное послание Президента РФ В.В. Путина. В заседании приняли участие и обратились с приветственным словом к участникам Форума Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ С.Е. Нарышкин министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов (Приложение 15), первый заместитель министра образования и науки Н.В. Третьяк, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, представители Правительства города Москвы, представители руководства крупнейших гуманитарных ВУЗов Москвы и России, представители Института всеобщей истории и Института российской истории Российской академии наук (http://school.historians.ru/?p=2571).

В рамках пленарного заседания также состоялась презентация ряда исторических журналов, издающихся как в печатных, так и электронно-цифровых формах (Приложение 16).

В ходе первого дня работы Форума для участников были проведены мастер-классы по преподаванию «трудных вопросов истории России» (Приложение 17). Мастер-классы были посвящены анализу отдельных трудных тем в отечественной истории, таких как:

  • «Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Белоруссии» (мастер-класс провела д.и.н., руководитель Центра Восточной Европы в античном и средневековом мире ИВИ РАН Е.А. Мельникова),
  • «Роль Ивана IV Грозного в российской истории» (мастер-класс провела д.и.н., главный научный сотрудник ИВИ РАН Л.В. Столярова),
  • «Советская национальная политика» (мастер-класс провела д.и.н., профессор РГГУ А.Ю. Бахтурина),
  • «Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны» (мастер-класс провел д.и.н., руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии ИВИ РАН А.В. Шубин),
  • «Оценка роли СССР в «развязывании» Холодной войны» (мастер-класс провела д.и.н., зав. отделом «История XX века Н.И. Егорова).

В ходе мастер-классов состоялась широкая дискуссия по различным аспектам преподавания «трудных вопросов» отечественной истории в школе, знакомство молодых учителей с основными проблемными местами и темами в преподавании российской истории от Средних веков до начала XXI в., научно-методическими пособиями, содержащими актуальные рекомендации к преподаванию «трудных вопросов», обмен опытом преподавания «трудных вопросов» между участниками Форума.

Также в рамках первого дня работы Форума состоялась экскурсия участников Форума в исторический парк «Россия – моя история» (http://myhistorypark.ru/). Молодые учителя посетили мультимедийные выставки «Рюриковичи» и «Романовы», где познакомились с передовыми принципами организации музейных экспозиций с широким привлечением мультимедийных технологий, облегчающими восприятие исторического материала и знакомящими учителей с возможностями и потенциалом использования подобных технологий в рамках школьного преподавания истории (Приложение 18).

В рамках второго дня работы Форума состоялись 10 заявленных в Программе Форума выступлений молодых и талантливых учителей истории, посвященных актуальным вопросам школьного преподавания истории (https://yadi.sk/i/trFyq87Uqv2rv) (Приложение 19) Основными темами выступлений были:

 

  • инновационные методы и приемы преподавания истории в школе
  • использование современных педагогических и психологических технологий в образовательном процессе на примере уроков истории и обществознания
  • использование широкого круга современных мультимедийных технологий для более наглядной и в то же время подробной подачи материала и облегчения усвоения и запоминания школьниками пройденного материала

Выступления и дискуссии по их итогам способствовали широкому и плодотворному обмену личным опытом преподавания истории в школе, знакомству участников Форума с актуальной ситуацией в преподавании истории в различных регионах РФ, более глубокому пониманию стоящих перед учителем особенностей и задач современного преподавания истории. В рамках выступлений также состоялась презентация Всероссийского молодежного форума «Таврида» для молодых учителей истории (Приложение 20)

В ходе работы Форума были подняты важные вопросы преподавания истории в школе, обсуждение которых нашло отражение в ряде публикаций в СМИ, таких как Российская газета (http://rg.ru/2016/04/05/reg-cfo/uchitelia-istorii-obsudili-v-moskve-trudnye-temy-urokov.html), Комсомольская правда (http://www.kp.ru/daily/26513/3382635/), эфир радио «Вести-ФМ» от 18 апреля 2016 г. (http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/39048) и телеканал Россия К (Культура) (http://tvkultura.ru/article/show/article_id/150315), и публикаций в региональных СМИ. (Приложения 21-22)

По итогам работы Форума была принята резолюция (Приложение 23), одобренная всеми участниками Форума, опубликованная на сайте Ассоциации (Приложение 24) резюмирующая итоги дискуссии участников Форума и содержащая практические методические рекомендации к модернизации и оптимизации преподавания истории в школах, приведению процессов преподавания истории в школах России в соответствие с актуальными задачами школьного образования, озвученными в поручении Президента РФ В.В. Путина о концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, и требованиями нового Историко-культурного стандарта. 10 молодых учителей истории, наиболее ярко проявивших себя в ходе работы Форума, были отмечены особыми сертификатами (Приложение 25)

 

Основные результаты за период (количественные и качественные показатели)

  1. Проведено входное и выходное анкетирование участников Форума, по результатам которого было определено число участников Форума (150 человек) – Приложение 13
  2. Зарегистрировавшимся участникам были выданы раздаточные комплекты – Приложение 11
  3. Проведено совместно с III Всероссийским съездом учителей истории и обществознания пленарное заседание (Приложение 14), в ходе к которого к участникам Форума с приветственным словом обратились Президент РФ В.В. Путин, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания С.Е. Нарышкин, министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов – Приложение 15.
  4. Проведена презентация электронных журналов: ЭНОЖ «История» (http://history.jes.su/index.php?dispatch=news.list&sl=RU), «Живая история» (http://www.sovrhistory.ru/magazines), «Историк» (http://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/) – Приложение 16.
  5. Проведено 8 мастер-классов по преподаванию «трудных вопросов» российской истории, с участием российских ученых – специалистов по некоторым проблемным периодам и авторов научно-методических пособий, посвященных разбору отдельных трудных вопросов. – Приложение 17
  6. Для участников Форума была проведена экскурсия в Исторический парк «Россия – моя история» (57 павильон ВДНХ) – Приложение 18
  7. Состоялось 10 выступлений молодых и талантливых учителей истории и обществознания (9 докладов + выступление модераторов Форума), по итогам которых была проведена дискуссия, результаты которой вошли в итоговую резолюцию Форума (https://yadi.sk/i/trFyq87Uqv2rv) – Приложение 19
  8. В рамках Форума состоялась презентация Всероссийского образовательного молодежного форума «Таврида», который будет проводиться в период с 1 июля по 16 августа 2016 г. (http://xn--80aafitvnqdrjj.xn--p1ai/) – Приложение 20
  9. Были опубликованы пост-релизы в ТАСС (http://tass.ru/obschestvo/3176018), Российской газете (http://rg.ru/2016/04/05/reg-cfo/uchitelia-istorii-obsudili-v-moskve-trudnye-temy-urokov.html), Комсомольской правде (http://www.kp.ru/daily/26513/3382635/), радио «Вести-ФМ» (эфир от 18 апреля 2016 г.) (http://radiovesti.ru/episode/show/episode_id/39048), телеканале Россия-К (Культура) (http://tvkultura.ru/article/show/article_id/150315) – Приложение 21
  10. Были опубликованы пост-релизы в региональных СМИ: Ивановской области (https://www.ivteleradio.ru/news/2016/04/04/delegaciya­_ivanovskoy_oblasti_primet_uchastie_vo_vserossiyskom_sezde_uchiteley_istorii), республики Башкортостан (http://xn--n1aagl.xn--p1ai/iii-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%B7%D0%B4-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8/) – Приложение 22
  11. Выработана итоговая резолюция, в которой содержатся основные результаты работы Форума и выработанные в соответствии с результатами дискуссии итоговые рекомендации. – Приложение 23
  12. Публикация итоговой резолюции на сайте Ассоциации (http://school-historians.ru) – Приложение 24
  13. По итогам проведения Форума был составлен список из 10 молодых учителей истории и обществознания, наиболее активно участвовавших в дискуссии, проявивших в ходе Форума свои выдающиеся профессиональные и личные качества и отмеченных особыми сертификатами. – Приложение 25

 

Значимость полученных результатов и потенциальные области их применения. 

Реализация всех мероприятий по проведению социально-значимого 1-го Всероссийского форума молодых и талантливых учителей истории позволила успешно достичь поставленных перед проектом целей.

Значимость: Организация широкой дискуссионной платформы для обмена опытом между молодыми учителями истории и обществознания из разных регионов России, позволяющего оценить нынешнее состояние преподавания истории в школе, выявить общие тенденции и проблемные зоны, совместно выработать рекомендации к улучшению качества школьного преподавания истории, способствовать росту профессионализма молодых учителей и расширению их педагогического и методического кругозора.

Результативность: Организация и проведение 8 мастер-классов с привлечением известных российских ученых по «трудным вопросам» различных эпох отечественной истории, знакомство молодых учителей с современными научно-методическими пособиями по трудным вопросам, 10 выступлений участников с докладами, описывающими опыт применения новых приемов и методик в организации и проведении уроков по истории, предлагающими инновационные подходы к организации учебного процесса в соответствии с актуальными задачами школьного преподавания истории, знакомство участников Форума с современными мультимедийными технологиями и возможностями их применения в образовательном процессе.

Потенциальные области применения: опыт, полученный в ходе реализации проекта, можно будет использовать для осуществления в будущем подобных всероссийских форумов, конференций, конкурсов и мастер-классов.

Оценка успешности проекта

Существующий в современной среде молодых учителей истории и обществознания высокий запрос на проведение подобного рода мероприятий, число зарегистрированных участников Форума, а также проявленный к настоящему Форуму интерес со стороны представителей органов исполнительной власти Российской Федерации, ректоров ВУЗов, общественных организаций, являются свидетельством успешности Проекта

 

Общие выводы по проекту 

В указанные сроки были проведены подготовительные работы и созданы условия для проведения I Всероссийского форума талантливых молодых учителей истории и обществознания. Реализация Проекта проходит согласно утвержденному Календарному плану без нарушения запланированных сроков и объемов выполнения работ.