Опубликованно: 30.06.2017 03:06


«Формирование у молодежи объективной точки зрения на оценку сложных вопросов истории России, вызванных особенностями исторической памяти российского народа»

За время проведения проекта были подготовлены и изданы три научно-методических модуля по трудным вопросам отечественной истории:

  • «Эпоха Александра Невского и Золотая Орда» (автор – к.и.н. Кузьмин Андрей Валентинович)
  • «Причины свертывания НЭПа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры» (автор – д.и.н. Бахтурина Александра Юрьевна)
  • «Эпоха Александра I и Николая I» (автор – к.и.н. Бибиков Григорий Николаевич)

Мероприятия, проведенные на первом этапе работы по проекту такие как: определение списка участников круглого стола, рассылка информационных писем предполагаемым участникам круглого стола, проведение круглого стола с обсуждением ключевых вопросов составления научно-методических модулей, создание рабочей группы, определение списка тем для учебно-методических пособий, утверждение списка авторской и методической групп позволят приступить к созданию научно-методических модулей в соответствии с разработанным и утвержденным планом работ и в рамках историко-культурного стандарта.

Проведенные на втором этапе работы мероприятия: формирование концептуальных основ научно-методических модулей по утвержденным на первом этапе темам, составление корпуса источников и историографической базы, составление научной и справочно-информационной частей научно-методических модулей позволят подготовить научно-методические модули на высоком профессиональном уровне в соответствии с разработанным и утвержденным планом работ и в рамках историко-культурного стандарта.

Мероприятия, проведенные на третьем этапе работы по проекту такие как: объединение текстов научно-методических модулей, их окончательная редакторская правка, подбор иллюстраций к текстам научных компонентов модулей, разработка дизайна оригинал-макетов и обложек научно-методических модулей позволят завершить работы по созданию научно-методических модулей в соответствии с разработанным и утвержденным планом работ и в рамках историко-культурного стандарта.

Мероприятия, проведенные на заключительном этапе работы такие как: утверждение итоговых оригинал-макетов и дизайнов обложек научно-методических модулей, печать научно-методических модулей, презентация научно-методических модулей, распространение научно-методических модулей среди молодых школьных учителей истории, публикация в СМИ информации о научно-методических модулях позволят завершить работу над научно-методическими модулями в соответствии с разработанным и утвержденным планом работ и в рамках историко-культурного стандарта.

Значимость: развитие социально значимого проекта, востребованного в системе российского школьного исторического образования, позволит прийти к единому и основанному на результатах профессиональной оценки со стороны историков-специалистов методу преподавания «трудных вопросов» и формированию у учеников взвешенного, основанного на историческом анализе взгляда и исследовательского интереса к неоднозначным событиям и периодам в истории России, стимулировать рост качества школьного преподавания истории, особенно ее «трудных вопросов», способствовать повышению профессиональной ответственности российских учителей, апробировать новые методы и подходы к преподаванию «трудных вопросов» Отечественной истории, содействовать развитию диалога между российской исторической наукой и профессиональным ученым сообществом с одной стороны, и системой школьного исторического образования с другой.

 

Обзор проведенных за отчетный период мероприятий, копии публикаций и другие материалы СМИ:

Размещение информации о выпуске 3 научно-методически модулей на сайте Ассоциации (http://school.historians.ru/?p=3931), а также в трех электронных  СМИ: официальный сайт Института всеобщей истории РАН (http://igh.ru/news/seriya-nauchno-metodicheskih-modulei-po-trudnym-voprosam-otechestvennoi-istorii?locale=ru), официальный сайт Государственного академического университета гуманитарных наук (http://gaugn.ru/­ru-ru/news/­­novye-uchebnye-posobiya), сайт ЭНОЖ «История» (https://history.jes.su/­hardquestions.html), а также в социальных сетях Вконтакте (https://vk.com/gaugn?w=wall-37520_3961) и Facebook (https://www.facebook­.com/­historians.ru).

 

Результативность:

Проведение круглого стола с участием руководителей региональных отделений Ассоциации и Президиума Ассоциации, а также 6 молодых учителей истории, обсуждение 7 трудных вопросов для составления по ним научно-методических модулей. Утверждение 3 тем для составления на следующем этапе реализации проекта 3 научно-методических модулей. Формирование авторской (3 человека) и методической групп (3 человека).

Формирование основных концептуальных программ для 3 научно-методических модулей; формирование 3 корпусов источников из: историографической части, документальной части и методической части; написание на основе этих корпусов источников 3 научных и 3 справочно-информационных частей для 3 научно-методических модулей. Проведение первых редакторских проверок и объединение научной и справочно-информационной частей каждого модуля в единый текст, обладающий внутренней логикой и стилистической непротиворечивостью.

Объединение научных, методических и справочно-информационных компонентов и создание итоговых текстов трех научно-методических модулей, подбор 73 иллюстраций к текстам трех научных компонентов, завершение редакционной работы над текстами научных, справочно-информационных и методических компонентов трех научно-методических модулей, формирование трех оригинал-макетов модулей, разработка дизайна 3 обложек научно-методических модулей.

Проведение совещания Авторской и Рабочей групп, утверждение итоговых текстов научного и методического компонента научно-методических модулей, итоговых дизайнов оригинал-макетов и обложек, печать, публикация и презентация 3 научно-методических модулей.

Потенциальные области применения: опыт, полученный в ходе реализации проекта, можно будет использовать для дальнейших разработок в области преподавания в школе «трудных вопросов» отечественной истории и совершенствования преподавания истории в школе в целом.

 

Незапланированные результаты: Не выявлено.

 

Оценка успешности проекта

Успешность Проекта оценивается, исходя из уже имеющегося положительного опыта разработки научно-методических модулей по «трудным вопросам» отечественной истории, эффективность которых была высоко оценена со стороны учительского сообщества, а также на сохраняющемся в преподавательской среде запросом на вспомогательные материалы для преподавания «трудных вопросов» отечественной истории в едином ключе и в рамках существующего Историко-культурного стандарта.

 

Общие выводы по проекту 

В указанные сроки были проведены подготовительные работы и созданы условия для разработки научно-методических модулей по «трудным вопросам» отечественной истории. Были подготовлены основные компоненты 3 научно-методических модулей. Была проведена необходимая редакторская правка научного и методического компонентов научно-методических модулей. Были напечатаны 3 научно-методических модуля, и проведена их презентация. Экземпляры научно-методических модулей были переданы учителям из различных регионов Российской Федерации для дальнейшей апробации. Была распространена информация о выпуске 3 научно-методических модулей.

Все запланированные работы и мероприятия по социально-значимому проекту «Формирование у молодежи объективной точки зрения на оценку сложных вопросов истории России, вызванных особенностями исторической памяти российского народа» был выполнен в указанные сроки в полном объеме в соответствии с утвержденным Календарным планом.