Опубликованно: 01.07.2021 08:07


Научно-практическая конференция «Историческое и обществоведческое образование:  ресурсы, проблемы и перспективы»  прошла в г. Улан-Удэ по инициативе Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова (платформа ZOOM) 10-11 июня 2021 г.

Со-учредителями конференции выступили: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, и редакция научно-теоретического и методического журнала «Преподавание истории в школе» (г. Москва).

Журнал «Преподавание истории в школе» - ведущее российское научное издание в области преподавания исторических дисциплин. Журнал входит в Перечень ведущих периодических изданий ВАК.

Научную координацию программы конференции осуществлял БГУ. В конференции приняли участие 79 человек: это 40 кандидатов наук, 10 докторов наук, 7 заведующих кафедрами, 20 учителей истории и обществознания и др.

География конференции: государства – Белоруссия, Монголия, Китай; регионы Российской Федерации – Республики - Бурятия, Коми, Мордовия, Татарстан; области -  Брянская, Владимирская, Иркутская, Кировская, Курская,  Новосибирская, Оренбургская, Свердловская, Тюменская, Челябинская; Красноярский и Хабаровский края, г. Санкт-Петербург, г. Москва.

Цель конференции - консолидация академического, научно-педагогического и преподавательского сообществ, общественных организаций, учреждений культуры в разработке и реализации концептуальных подходов к обучению истории и обществознанию школьников на современном этапе.

На пленарном заседании выступили ведущие специалисты в области исторического образования и методики обучения истории: Вяземский Евгений Евгеньевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания истории, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва. Тема его доклада «Эпоха 2020-х» и модернизация общего исторического образования: поиск подходов» нацелила участников конференции на обсуждение актуальных проблем современного исторического образования.

Доклад Хлытиной Ольги Михайловны, кандидата педагогических наук, доцента, заведующей кафедрой отечественной и всеобщей истории ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирск по теме «Куда девались «почемучки»: к вопросу об эффективности современных практик развития аналитических умений школьников на уроках истории».

В рамках работы конференции были организованы 5 секций и круглый стол. На них прошло обсуждение актуальных проблем изучения истории и обществознания в современном образовательном пространстве:

- о постоянном обновлении вызовов и трендов развития исторического образования в современном мире;

- о необходимости глубокого осмысления предъявляемых к системе исторического образования школьников требований в 2020-е гг., вызванных реалиями третьего десятилетия XXI в.: пандемия, цифровые технологии, поколение Интернет и др.;

- о важности перехода с формата учебного предмета История на формат исторического образования школьников как более комплексного, многоуровневого, многоаспектного, многосубъектного  и открытого к социальному партнерству науки, школы, учреждений культуры и общественных организаций  в гражданско-патриотическом воспитании, гуманитарном просвещении и воспитании исторической памяти молодого поколения граждан России.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники конференции отметили, что историческое и обществоведческое образование является важнейшей составляющей современного образования, обеспечивающее условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий, жизненного и профессионального самоопределения, формирования ключевых компетенций, развития способностей школьников.  

Участниками конференции отмечено, что в регионах РФ имеется положительный опыт преподавания истории и обществоведения с учетом современных требований ФГОС.

Участники конференции отметили высокий организационный, научно-методический и технический уровень организации и проведения, а также достижение высоких результатов работы Всероссийской научно-практической конференции «Историческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы». Обобщая результаты работы конференции, были подготовлены предложения и рекомендации:

  1. Учитывая актуальность и высокую значимость научного мероприятия, проводить Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Историческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы» регулярно, с периодичностью не реже 1 раза каждые 2 года, возможно, с привлечением других ВУЗов-партнеров  в качестве региональных площадок для проведения конференции с  целью расширения представительства субъектов РФ. 
  2. Расширять проблематику пленарных докладов и секций, включая в неё  новые направления: публичная история, историческая память, история региона как часть мировой и отечественной истории и др.
  3. В рамках конференции обмениваться опытом разработки и реализации регионального компонента общего исторического образования в субъектах РФ, обсуждать и обобщать вариативные модели изучения истории и культуры регионов в рамках урочной и внеурочной деятельности, а также в сфере дополнительного образования, поддерживать инновационные практики создания региональных УМК и др.
  4. Развивать межрегиональное сотрудничество в разработке теоретико-практических подходов к педагогическому сопровождению исторического образования, гражданско-патриотического воспитания и проектной деятельности школьников в исторических парках.
  5. В перспективе подготовить номер журнала «Преподавание истории в школе», посвященный актуальной теме – Проблемы воспитания исторической памяти. 
  6. В рамках подготовки к новой конференции проводить дискуссионные площадки по  актуальным проблемам образования, в том числе и по формированию исторической памяти в историческом и обществоведческом образовании.
  7. Рассмотреть возможность более интенсивного сотрудничества с общественными организациями, занимающимися вопросами исторического просвещения (РИО, РВИО, РОИА), и их региональными отделениями.
  8. Создать условия для международного статуса конференции «Историческое и обществоведческое образование: ресурсы, проблемы и перспективы», освещая ее материалы в СМИ, и привлекая к сотрудничеству ученых-историков, специалистов в области социально-гуманитарного образования,  педагогов высшей школы и школьных учителей из зарубежных стран Европы и Азии.

Участники конференции выразили благодарность организаторам, привлеченным экспертам за проведение данного мероприятия, поскольку оно продемонстрировало, что такие встречи способствуют повышению профессионального уровня педагогов и стимулируют дальнейшее развитие научной деятельности в сфере образования и педагогики.

По итогам конференции готовится сборник статей и специальный номер журнала «Преподавание истории в школе».


О нас

Ассоциация учителей истории и обществознания - это общественное объединение, созданное для организации профессиональной деятельности педагогов, общественной экспертизы, обсуждения актуальных теоретических и практических вопросов современного образования, призванная содействовать повышению качества образовательного процесса и повышению квалификации учителей.

Контакты

Секретариат

Телефон +7 495 938 0087

Электронный адрес

school.historians@gmail.com