Опубликованно: 03.11.2021 07:11


I Всемирный конгресс школьных учителей истории, 4-7 октября 2021 г. (Москва, Президент-Отель, Большая Якиманка 24)

 

4–7 октября 2021 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс школьных учителей истории. В мероприятии приняли участие более 300 школьных учителей (200 российских учителей из 57 регионов страны) и 100  педагогов из 38 стран мира.

Инициаторами проведения конгресса стали Российское историческое общество и Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания». В рамках Конгресса прошел IV Всероссийский съезд Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», где обсуждались острые проблемы преподавания истории в условиях внедрения Историко-культурного стандарта и ФГОС. На Конгрессе обсуждались вопросы школьного исторического образования разных стран мира.
Программа Конгресса включала в себя широкий спектр проблемных вопросов: мировой опыт разработки концепций по преподаванию истории, базовый и углубленный уровень изучения предмета, построение школьных программ, дистанционное обучение, подходы к написанию учебников и вопросы преподавания истории Второй мировой войны в разных странах мира.
Сопредседатели оргкомитета конгресса  - Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов и научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик А.О. Чубарьян.

Делегацию Забайкальского края на конгрессе представляли: Романюк Лариса Борисовна, зав. кафедрой гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», председатель регионального отделения «Ассоциация учителей истории и обществознания», отделения РОО «Забайкальское педагогическое общество, Лаврентьева Елена Анатольевна, учитель истории МБОУ Гимназии № 21 г.Читы, Желиба Полина Ивановна, участник Всероссийского конкурса «Учитель года», победитель конкурса «История в школе: традиции и инновации»,  Веретельников Олег Геннадьевич, учитель истории МОУ Первомайской СОШ №5.

4 октября состоялось пленарное заседание Всемирного конгресса школьных учителей истории. Приветствие участникам, организаторам и гостям Всемирного конгресса школьных учителей истории направил Президент РФ В.В.Путин: « История занимает особое место в ряду школьных дисциплин, во многом формирует мировоззрение и кругозор молодых людей, играет определяющую роль в воспитании таких личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к Родине, чувство сопричастности к её судьбе», говорится в тексте приветствия, зачитанном помощником Президента РФ Андреем Фурсенко. В мероприятии приняли участие Председатель Российского исторического общества С.Е.Нарышкин,  сопредседатель Российского исторического общества, ректор МГОМО А.В.Торкунов,  Помощник Президента РФ, Председатель Российского военно-исторического общества В.Р.Мединский, президент Российской академии образования О.Ю.Васильева,  Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов,  научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик А.О.  Чубарьян,  Стивен Стежерс, исполнительный директор Европейской Ассоциации учителей истории «Евроклио» (Нидерланды). О.Ю. Васильева отметила:  «В таком составе мы ещё никогда не обсуждали проблемы школьного исторического знания. Необходимость этого обсуждения так назрела, что мы собрались, несмотря на ковидные ограничения. Я думаю, что здесь сегодня встретились настоящие пропагандисты исторического образования среди молодёжи, и уже поэтому диалог на съезде обещает быть важным, содержательным, острым и, не исключаю, полемическим».

Действительно пленарное заседание прошло в режиме выступлений и дискуссии. Учителя страны обратили внимание конгресса на необходимость повышения престижа профессии учителя, отмечали о неком несоответствии в иерархии документов, на которые ориентируется учитель, на огромное количество Курсов повышения квалификации, которые должен пройти учитель, на усовершенствование процедуры аттестации учителей истории и обществознания. На пленарном заседании было озвучено убрать из аттестационных процедур такой показатель, как «средний балл по ЕГЭ», так как количество стобалльников не влияет на качество работы учителя и был поставлен вопрос: что важнее - давать знания или готовить к ЕГЭ? Также поднималась тема регионального компонента в преподавании истории. Министр просвещения С.С. Кравцов отметил, что развитие современных технологий, а именно «Интернет делает нам сегодня серьезный вызов». По его мнению, поскольку современная молодежь совершенно по-иному воспринимает и обрабатывает информацию, «нет смысла запрещать или скрывать какие-то источники и ресурсы. Важно научить детей понимать технологию искажения фактов, учить правильно анализировать информацию».  Понятно, что «поколение next» сегодня сложно заставить читать школьный учебник истории, который, увы, до сих пор лишен интерактивного и игрового элемента. И дети, естественно, устремляются во всемирную Сеть, где, в отличие от учебников, полно интерактива и активитета. На пленарном заседании выступали и зарубежные представители: Стивен Стежерс (Нидерланды), Алан Ламассур (Франция) – онлайн, Чжан Цзунхуа (КНР) – онлайн, Ракель Арангез (Чили).

05-06 октября забайкальская делегация  разделилась и работала на разных площадках конгресса. Я принял участие в работе трёх секций конгресса:

- Секция 3. Обсерватория Совета Европы по преподаванию истории в школе;

- Секция 4. Революции в мировой истории;

- Секция 7. Учебник истории сегодня: для ученика или для учителя? 

Секция «Обсерватория Совета Европы по преподаванию истории в школе», модератор -  Стивен Стежерс, исполнительный  директор  ЕВРОКЛИО.  Стивен отметил,  что основная задача Обсерватории заключается в сборе и предоставлении в виде регулярных тематических докладов фактологической информации о том, как ведется преподавание истории во всех государствах-участниках. Основная цель Обсерватории – содействовать обмену передовым опытом и взаимному обучению. Обсерватория призвана служить платформой для профессионального развития и сотрудничества европейских профессиональных ассоциаций и институтов, ведущих активную деятельность в области преподавания истории. Также спикерами на секции выступили: Кара Макривиани, председатель Бюро Управляющего совета и Аврора Алинкай, руководитель секретариата Обсерватории Совета Европы по преподаванию истории в школе (Франция).

Далее работа в секции разбилась на 3 круглых стола: 1) Методологические вопросы 2) Тематические доклады 3) Взаимосвязь и роль гражданского общества в странах Европы, в работе Обсерватории.

Во второй части принял участие в работе третьего круглого стола. Поделился с соотечественниками и зарубежными гостями педагогическим опытом работы и участием в восьми Гражданских форумах Забайкальского края и V Общероссийском Гражданском форуме (2017 г., г.Москва), высказал своё мнение о значимости и расширении в государстве институтов гражданского общества.  Елена Анатольевна Лаврентьева приняла участие в работе 7 секции, где представила свой педагогический опыт работы.

Плодотворная рабочая атмосфера, дружеские, партнёрские отношения сложились на конгрессе. За три дня работы члены забайкальской делегации установили партнерские отношения с представителями делегаций из других регионов Росссии и зарубежными друзьями, обменялись контактными данными для дальнейшей совместной работы. Я познакомился с преподавательницей истории Татьяной Диттрич, которая работает в г.Лондон, Великобритания, она подарила мне книгу, которая была напечатана фондом «ЗНАНИЕ-СИЛА», в г.Санкт-Петербург. Сборник исторических загадок, составленный Татьяной в форме стихотворений позволяет подготовить детей к олимпиадам и викторинам, зачётам и опросам. В беседе с Татьяной Диттрич узнал об особенностях работы учителей в русских школах Великобритании, мы обменялись контактами и пожелали друг другу успехов на педагогическом поприще. На секции  «Учебник истории сегодня: для ученика или учителя?» мы познакомились с Александром Анатольевичем Даниловым, д.и.н., профессором, автором учебников по истории, Татьяной Васильевной Черниковой, профессором кафедры всемирной и отечественной истории Университета МГИМО МИД РФ, общались со Стивеном Стежерсом. Членам забайкальской делегации удалось напрямую пообщаться и обменяться мнения с Александром Огановичем Чубарьяном, председателем Ассоциации учителей истории и обществознания Пивоваром Ефимом Иосифовичем,  Член-корреспондентом Российской Академии Наук, доктором исторических наук, профессором. Примечательно, что с Ефимом Иосифовичем мне посчастливилось пообщаться напрямую за столом во время обеденного перерыва, Ефим Иосифович дал мне свою визитную карточку и пожелал дальнейших успехов в работе. Удалось пообщаться с Анастасией Сергеевной Майер, исполнительным директором Ассоциации учителей истории и обществознания (г.Москва), Еленой Витальевной Саплиной, доцентом управления подготовки кадров по образовательным областям, ведущим экспертом Московского центра качества образования. Удалось увидеть, услышать Сергея Евгеньевича Нарышкина, Андрея Александровича Фурсенко, Ольгу Юрьевну Васильеву, Сергея Сергеевича Кравцова, Анатолия Васильевича Торкунова и других известных учёных и государственных деятелей. Каждый участник конгресса получил Сертификат участника Конгресса за подписью Председателя Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания», академика РАН Александра Огановича Чубарьяна, в подарок блокнот, ручку, флэшку на 8 гигабайт оперативной памяти, методическую литературу и сладкий подарок от издательства «Просвещение».

19 октября 2021 г. состоялось совместное заседание Правления РОО Забайкальского Педагогического Общества  и регионального отделения Ассоциации учителей и обществознания, где выступили участники Всемирного конгресса учителей истории. Романюк Л.Б. (зав. кафедрой гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», член Правления РОО ЗабПО) рассказала об участии во Всемирном конгрессе учителей истории (04-07 октября 2021 г.) делегации учителей Забайкальского края. Выступила по вопросу о ближайших задачах и направлениях деятельности Ассоциации учителей истории и обществознания. Веретельников О.Г. (учитель истории МОУ СОШ №5 п. Первомайский, Шилкинского района, член РОО ЗабПО) об Обсерватории Совета Европы по преподаванию истории в школе. Лаврентьева Е. А. (учитель истории и обществознания МБОУ Гимназия № 21 г.Читы, член РОО ЗабПО): «Учебник истории сегодня: для ученика или для учителя?».  Желиба П.И. – учитель истории СОШ с.Кличка Калганского района: «Об участии учителей истории в конкурсном движении (из опыта работы).

Такого форума учителей истории еще не было в мировой практике, конгресс собрал вместе учителей из Европы, Африки, Азии, Австралии, Северной и Южной Америки, инициатором и организатором стала Российская Федерация. Дружественная атмосфера и ощущение профессионального единства стало отличительной чертой мероприятия и позволило провести плодотворное обсуждение и решение проблем назревших в мировом и российском образовании.  Забайкальские учителя стали участниками  Всемирного Конгресса учителей истории  и IV Всероссийского Cъезда учителей истории и обществознания, где представили свой педагогический опыт работы. Члены Забайкальского педагогического общества и регионального отделения Общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» являются локомотивом забайкальского образования, всегда в курсе  международных и российских событий и новшеств, а учителя истории и обществознания – пример высокого професионализма и преданности своей профессии, детям и служении Родине.


О нас

Ассоциация учителей истории и обществознания - это общественное объединение, созданное для организации профессиональной деятельности педагогов, общественной экспертизы, обсуждения актуальных теоретических и практических вопросов современного образования, призванная содействовать повышению качества образовательного процесса и повышению квалификации учителей.

Контакты

Секретариат

Телефон +7 495 938 0087

Электронный адрес

school.historians@gmail.com